Кавказ 2008

 
 

Кавказ 2008

Поход в районе г. Фишт по мотивам маршрута №30.



Хотел было забить на написание отчёта, но народ требует :)
Чего стоит только отбор фоток с 4-х фотоаппаратов!

Фотки в соседней рубрике:
http://gavr.io.ua/album139146

Самым сложным было добраться до начала маршрута.
Киев-Туапсе-Белореченск-Майкоп-Хаджох-Гузерипль-Партизанская поляна. Итого 6 транспортных средств :-/. Можно было сделать гораздо проще: приехать в Краснодар и заказать машину прямо в горы, но во сколько бы это обошлось не знаю...
+В Майкопе повидал бабушку и дедушку после 3-летнего перерыва.

Туапсинское море в 5 утра совсем не порадовало, пляж расширяют каким-то строительным мусором, грязно.

В Гузерипле решался вопрос, пойдём ли мы сложным и запретным маршрутом через 3-тысячники до Красной Поляны или просто будем гулять в направлении Дагомыса через 2800-метровки.
На КП оказалась прославленная в интернете бабка, которая "сиськами задавит, но не пропустит в заповедник" (на сложный маршрут). Намёки на деньги она не восприняла и мы ушли восвояси. Федька оказался самым решительным и предлагал обойти КП, форсировав реку выше или ниже по течению и через чащу выбраться на запретную тропу. Но общественная лень взяла своё и было решено идти мирным путём (чтобы отдохнуть без стрёмов), ведь в любом направлении места новые и красивые.
Предстоял нудный (по жаре!) набор в 1 км высоты по асфальту: 8 км по прямой на карте. Решили ловить машину. Они ездили раз в 5 минут и не останавливались. Через полчаса, когда мы уже были готовы идти пешком, остановилась длинная "нива". Водитель оказался безбашенным чуваком, который мало того, что заправился 76-м бензином, так ещё и вёз нас по грунтам пока у него этот бензин не закончился. И как он вернулся, бедняга, ведь дорога была не только вверх?
Так что нам повезло и пешеходная часть началась сразу с красивых мест, прямо из-под хребта с манящим названием Каменное Море. На него мы в тот день так и не залезли, а шли вдоль и в результате спустились в долину на ночёвку.
На следующий день продолжили направление по мощной тропе до Гузерипльского перевала, но т.к. это был самый короткий из возможных маршрутов, то было решено не идти по нему и таки залезть на хребет, который в этом месте стал куда мощнее и троп не было больше никаких. Наверху стали клубиться облака и я был против лезть прямо в них,очертя голову, но возвращаться никто не хотел и мы полезли наверх сначала по траве, а потом и по скалам немного. Часа через 2 нам открылись чудесный водопад и обалденное озеро, которое я на карте-километровке даже не заметил. Высота 2300, заманчивая ложбина, 17 часов - решено стать на ночёвку и не лезть ещё выше в тот день, чтобы ранним ясным утром штурмовать гору Оштен (>2800). И зря... Температура ночью упала ниже 10 градусов, всю ночь нарастали порывы ветра, хотя ложились в штиль и в надежде на вроде как ветрозащищённую ложбину не поставили штормовые растяжки. Холодные стенки палатки, прогибаясь от ветра, мерзко прислонялись к телу и морозили его, сплющивая и без того нежный спальник (Deuter Dramlite 500), а беспокойство за ветроустойчивость палатки (Vaude Hogan Ultralight) не давала заснуть всю ночь. Я пытался укрыться спасательным одеялом, но его периодический шелест под порывами ветра тоже беспокоил. Выглнув наружу, едва рассвело, мы поняли, что раннему восхождению не бывать: всё вокруг заволокло туманом. Видимость метров 20. Ещё, как на зло, мы находились на краю километровой карты, а у северного листа 500-метровки, который стыкуется с ним, не хватало полквадратика. Вести людей в туман на хребет ещё и с пробелом в карте стрёмно, да и не горели они желанием. А ветер всё усиливался... Промаявшись весь день на одном месте в палатке, мы вдвоём стремглав бросились в разведку, когда в 8 вечера туман чудом рассеялся (2ч до темноты). Успели повидать и северную сторону Фишта, И Пшехо-Су, и Оштен, и проходимый путь завтрашнего дня. На краю обрывов сила ветра была такая, что, казалось, трекпалки унесёт, если их положить на землю, ещё чуть-чуть и на потоке воздуха можно было лежать. Думаю, 100 км/ч там было...
Этой ночью было ещё холоднее, а вчерашние порывы ветра казались смешными. Шелест спасательного одеяла уже совсем не мешал, так было шумно снаружи. Палатка была растянута по всем правилам и развёрнута хвостом к основному ветру, но ветер дул в разные стороны! Палатку то и дело кренило вбок и целую ночь я просыпался, чтобы оказать ветру сопротивление ещё и своим телом и не дать завалить палатку. Ночью начался дождь, но сидеть в этой дыре мы больше не собирались. На четвёртый день успешно прошли по вчерашнему треку из разведки. Насквозь промокшие и продутые, штурмовать Оштен не стали, хотя оставалось 200 м по высоте и 1 км по прямой. Скатившись вниз по весёлой сыпухе, мы оказались ниже облаков. Всё больше солнца, пологие луга, хорошая погода, озерца, лошадки, благодать - это урочище Лагонки (плато). Остановились посушиться. Федьке погнуло дуги его палатки.
Вышли на дорогу, чуть не пропустили поворот к перевалам (хорошо, что был трек знакомых велосипедистов, которые были тут в 2005). А дорога шла в скалистое урочище Цице. Дошли до озера Псенодах и заночевали на нём. До того параноидально искали наиболее безветренное место :) Но в эту ночь обошлось.
На следующий день был выбор: с какой стороны обходить Пшехо-Су (под которой мы, собственно, и стояли) и Фишт. Западная сторона казалась более загадочной и вероятность встретить там лесников была меньше, туда и пошли. Кстати, за весь поход ни лесников не встретили, ни КП не проходили. Так что денег давать было некому.
Умудрившись поблукать после обеда, мы не во время уставшие, пришли в долину реки Пшехи или Пшехо? По-нашенски просто Водопадистый. Это речушка, которая стекает водопадом с отвесных скал на стыке Фишта и Пшехо-Су. Там мы нашли кучу народу на УАЗиках и прочих джипах, которые по грунтовой дороге (видимо, недавно прорыли) приехали в экзотическую долину на шашлыки-машлыки. Прикинули время и расстояние, которое оставалось преодолеть до Сочи и Серёга всерьёз обеспокоился, что не успеет на поезд в Киев, который уходил через 2 дня и 3 ночи в полдень. А Федька и рад, поэтому они быстренько нашли себе УАЗ, который их за 500 рублей отвёз бы в Черниговское (обратно в Адыгею), а оттуда уже на автобусах можно добраться до моря. Мне было жалко терять целый день, а то и 2 красивого похода, поэтому, спасибо Оле ***, мы с ней дальше пошли вдвоём. Ребятам повезло и чуваки на бобике завезли их сразу в Небуг (курорт 20 км от Туапсе), правда, добирались чысов 8. На момент разлуки километраж, включая ок. 10 км заброску на “ниве” составил 60,53 км.

А мы продолжили путь к загадочному озеру Хуко. Сначала нам говорили, что туда никого не пускают и “можно получить о голове”. Потом встречные бабки с советскими рюкзаками рассказали, что там отдыхала дочка Путина на лошадях, поэтому туда никого не пускают, но по-пластунски можно. Пролетели мимо дачи Путина, через перевалы Джурулган и Черкесский, безуспешно вылавливая МТС. На обеде нас обогнала большая группа туристов и скрылась за поворотом с двумя малиновыми стрелками, а мы же решили пойти прямо, не зная, что это и был поворот на Хуко. Ничего, срезали 400 м в гору через лес и папоротники. Тропа была истоптана лошадьми и населена противными мушками. Через часик-полтора нагнали эту группу. На запретном озере в ту ночь ночевали 4 группы, а на утро пришла 5я. Водичка была теплее, чем во времена, когда я переплывал озеро, но купаться я уже разлюбил, а Оля отнюдь J
В последний (в этом уверенности не было) день вышли часов в 11 и начался убийственный спуск в Бабук-Аул. Палки спасали капитально, даже колени у меня не болели, зато после спуска дрожали и болели руки J
Незадолго до переправы через р. Шахе (в районе кордона) пошёл дождь. И снова лесники даже носа не высунули из своих домиков. А в приюте Бабук-Аул нас под тентом приютили наши вчерашние знакомые туристы из Тулы. ГАЗ 66 хотел 7000 рублей за рейс 23 км по грунтовке. Оно было бы нормально по 500 р с человека, если бы водила не забухал. И в 16.00 все ломанулись в дождь по грунтовой дороге вдоль реки Шахе. Большая группа решила идти до слияния рек Бзыч и Шахе и там ночевать, но мы решили идти до конца (до Солох-Аула), а там смотреть по обстоятельствам. Дождь то усиливался, то почти переставал, на дороге стояли лужи, по краям грязевое месиво, останавливаться не хотелось, всё промокло и приклеилось к телу, тепло только в движении (на водку остановившихся попутчиков мы не согласились J), ещё парочка навесных скользких переправ, ещё километры и километры извилистой дороги, ну когда же этот Солох-Аул с его автобусной остановкой? Итого часов 7 под дождём, 30 км пройдено в тот день как минимум. ЖПС ловил очень редко в ущелье под мокрыми кронами деревьев, поэтому изгибы дороги спрямлены. Итого 103,16 км от Гузерипля до Солох-Аула.
И о чудо! Последний автобус в 22, а сейчас 21! Наконец-то ловим связь, сушимся на остановке, делаем чаёк, покупаем пару шоколадок, я свою сжираю целиком, не дождавшись чая. И 50 минут в темноте автобуса, глядя на извилистую горную дорогу в Дагомыс 3мя парами глаз (мы + водитель J). Маршрутка Дагомыс-Сочи по ночному тарифу – и мы дома у папы, все удивлены, что нас только двое. Звонит Федька, докладывает, что он в Небуге. И с нами успели бы на поезд, который у них завтра, но без моря.

Немного о снаряге.
Набор похож на майский (карпатский отчёт http://legkohod.com/reports/Borzhava_Pishkonya.shtml), но спальники легче на 400 г, минус термокофта. Хотя пара ночей была сопоставима по холоду с маем, но по 940 г спальнику не скучал.
Палатка выдержала все издевательства ветра и дождя.
Вместо ботинок САТ 1200 г с 2 парами толстых носков были кроссовки Salomon 900 г с сеточкой и 1 слоем тонких носков (убрать с ног 400 г это не шутки). За весь поход 2 небольшие потёртости. Панамка была постоянно надета, но надо поля пошире, а то нос все равно сгорел и покрылся веснушками J Штаны с отрезанной подкладкой 250 г. Тонкая рубашка х/б с длинным рукавом 140 г.
Базовый вес рюкзака (без еды и газа) – ок. 6 кг. + до 7 кг расходников + 2-4 л воды.
Олин рюкз старался делать полегче, меньше моего кг на 3 (за счёт воды обычно). Она жаловалась, что у неё пустой рюкзак (тоже 50л) и старалась что-то взять лишнего J
Серёга и Федька пока что тяжелоходы. Взяли “на всякий случай” лишней еды и всякие радости жизни вроде запасной горелки со шлангом, ножей, подзарядки для мобильного (динамо-машина), запасной обуви, 1.5 кг спальников, прорезиненные куртки... И ещё говорили, что в этот раз взяли меньше, чем обычно J
Серёга классически сломал трекпалку: без колец она погружается глубоко в снег или в рыхлый грунт, ты оступаешься – и готово, тонкая секция погнута на 90 градусов. Я свою тоже так ломал в мае, так что в этот раз шёл с кольцами.
Похвастаюсь: в Сочи были куплены палки Fizan Compact, 340 г пара с 5 см кольцами и темляками и всего за 60 баксов. Не терпится ущутить невесомость и испытать на прочность сопливый алюминий J
http://www.fizan.it/cartello.jpg
Большого баллона газа хватало больше, чем на 2 дня на четверых. Утром и вечером каша и/или суп, 3 раза чай.

Выводы.
Места доступны по своей сложности любому и впечатляющи по красоте. Хватает и идиллии, и экзотики. Теперь хочется восточнее, выше, сложнее, легче J


Создан 26 июл 2008



  Комментарии       
Всего 1, последний 6 лет назад
serhio.ru 26 июл 2011 ответить
Слава,с удовольствием прочитал очерк по мотивам тридцатки:)
Сами только что прошли через Азиштау-Фишт-Бабакаул-С.-Дагомыс компанией из отца(74года),девченки8 и10лет и я с подругой, старались минимизировать вес как могли(не знал твой сайт и вообще этого направления, жаль); тоже прошлепали Баб.-Сол. под проливным дождем, такая победа была!!! Сами живем в Мезмае, на большой поляне напротив Лагонак, среди леса, пруд, баня по черному-рай. Приглашаю, если надумаешь проведать родственников заскочить и к нам! Мезмай место туристическое, можно было бы организовать какой сэйшен на тему легкоходства, могу посодействовать территорией, баней, еще чем?! У нас в Мезмае часто проходят различные мастер классы, фесты турист. и тп, многие и не представляют как можно все облегчить)))
В Мезмае есть парень, он ходок мимо всяких пикетов, жил в заповеднике какое то время, там куда совсем не пущають, периодически туда ныряет, может будет интересно!
Второй день шарюсь по обоим сайтам, пропитываюсь инфой! Жаль нет доступа в контакте:( Для нашей семьи эта тема, как воздух, с прошлого года начали бродить подолгу: за два с половиной месяца с рюкзаками прошли-проехали с Апшеронска через Астрахань, Казахстан, Китай, Лаос Тайланд на остров, от туда через Китай, Приморье, Урал и домой. Натоскались)))), вот и застрял на твоих (ваших)научных разработках!!!
Кстати после нашего нынешнего перехода(30ка) дернули в Абхазию, вот это местааа, и поборов заповедных с толпами туристов там нет.
Вобщем спасибо тебе и ребятам, за возможности, думаю посотрудничаем! Я в контакте: vkontakte.ru/ruserhio
С ув. Сергей
Имя или Email


При указании email на него будут отправляться ответы
Как имя будет использована первая часть email до @
Сам email нигде не отображается!
Зарегистрируйтесь, чтобы писать под своим ником